Общее недоразвитие речи (ОНР) – это патология формирования всех видов речи (звуковой, грамматической, синтаксической), возникающая при различных речевых расстройствах у детей с нормальной психикой и слухом. Проявления ОНР различны: от незначительных речевых ошибок до полного отсутствия общеупотребительной лексики. Для диагностики общего недоразвития речи необходимо пройти обследование у логопеда.
Среди речевых патологий у детей ОНР встречается чаще всего – в 40% случаев. При отсутствии терапии заболевание приводит к дислексии (затруднения в чтении) и дисграфии (расстройство письма).
В зависимости от характера ОНР выделяют следующие стадии патологии:
- 1 уровень – отсутствие общеупотребительной лексики;
- 2 уровень – речь неразвита, словарный запас беден;
- 3 уровень – нарушена звуковая и смысловая стороны речи;
- 4 уровень – небольшие пробелы в фонетической и грамматической сторонах речи.
Причины ОНР
Можно выделить следующие виды общего недоразвития речи, исходя из причин данной патологии:
- неосложненное (недостаточная регуляция и тонус мышц, моторики, незрелость эмоционального фона и др.);
- осложненное (психические и неврологические нарушения: гипердинамический, церебрастенический, судорожный, гипертензионно-гидроцефалический синдром);
- грубое (органические поражения речевых отделов мозга).
Причиной ОНР могут становиться родовые травмы, резус-конфликт, асфиксия, черепно-мозговые травмы, хронические болезни, инфекции. Речевые нарушения могут развиваться из-за неблагоприятных условий жизни, дефицита внимания, проблем в общении.
Симптомы общего недоразвития речи
Дети с ОНР начинают говорить поздно: обычно в 3-4 года, а иногда и в 5-6 лет, при этом речь малопонятна, имеет неправильное грамматическое и звуковое оформление. Характерные симптомы общего недоразвития речи: нарушения внимания, памяти ребенка, мыслительных процессов. Обычно дети с ОНР страдают от нарушенной координации движений.
При 1 уровне ОНР дети используют в речи только короткие предложения, дополняемые жестами и мимикой. Зачастую их высказывания непонятны. Словарный запас крайне ограничен и в основном состоит из отдельных звуков и некоторых общеупотребительных слов. При этом страдает не только речь ребенка, но и понимание им значений многих слов и грамматических конструкций.
На 2 уровне ОНР, помимо однословных предложений и жестов, появляются простые фразы из 2-3 слов. В целом лексикон ребенка довольно беден: больной может называть лишь действия и предметы. Отмечается значительное отставание в речи от возрастной нормы: в отличие от сверстников, дети с ОНР не знают значений многих простых слов и не могут их запомнить. Наблюдаются трудности с падежными формами слов, выбором единственного или множественного числа. Звукопроизношение характеризуется многочисленными искажениями, смешениями и заменой звуков.
При 3 степени общего недоразвития речи дети используют развернутые фразы, однако предложения преимущественно простые. Затруднения вызывают в основном причастные и деепричастные обороты, а также установление логических связей. Словарный запас ребенка довольно богат, возможны ошибки в употреблении названий предметов. Ударения в словах, падежные окончания, предлоги также вызывают трудности. Фонематическое восприятие и звукопроизношение чаще всего в хорошем состоянии.
4 уровень ОНР характеризуется специфическими трудностями в произношении сложных слов. Фонематическое восприятие низкое, возможны ошибки в словообразовании. Словарный запас у таких детей разнообразен, но ребенок может испытывать трудности с редко используемыми словами, пословицами и поговорками, синонимами и антонимами. В устной речи наблюдаются трудности при логическом изложении событий: суть высказывания может упускаться, при этом наблюдается «застревание» на малозначимых деталях.
Диагностика общего недоразвития речи
Чтобы определить, как лечить общее недоразвитие речи, необходимо пройти диагностическое обследование у логопеда. Специалист исследует состояние связной речи (способность к составлению рассказа по изображению, пересказ отрывка из книги и др.). Затем изучается правильность словообразования, согласования частей предложений, построения фраз и др.
Следующий этап обследования – оценка звуковой стороны речи пациента (моторика и строение речевого аппарата, звукопроизношение, звуконаполненность слов, структура слога, фонематическое восприятие, анализ и синтез звуков, слухоречевая память).
Результат диагностики оформляется в логопедическое заключение, отражающее уровень развития речи и степень речевых нарушений у пациента.
Как лечить общее недоразвитие речи
В случае ОНР терапевтические мероприятия подбираются в зависимости от степени заболевания. Можно выделить следующие способы лечения общего недоразвития речи:
- 1 уровень – развитие понимания обращенной речи, стимулирование самостоятельной речевой активности, памяти, мышления, внимания, работа над грамматикой;
- 2 уровень – стимулирование речевой активности, понимания речи, фразового построения;
- 3 уровень – развитие связной речи, работа над лексикой и грамматикой, закрепление правильного произношения звуков, фонематического восприятия, усвоение грамоты;
- 4 уровень – достижение ребенком возрастной нормы устной речи: работа с произношением, фонематикой, грамматикой, лексикой, построением фраз; развитие навыков письма и чтения.
Обучение детей с 1 и 2 степенью ОНР осуществляется в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.