Гиперкинетические расстройства – нарушения поведения, проявляющиеся в несобранности, отсутствии сосредоточенности на фоне чрезмерной активности ребенка. Обычно они дают о себе знать в раннем возрасте (до 5-7 лет).
Согласно данным медицинской статистики, от их проявлений страдают от 1 до 6% детей. При этом в большинстве случаев они наблюдаются у мальчиков. Примерное соотношение 4-9:1. Высок процент заболеваемости у приемных детей. Около 17% маленьких пациентов в свое время воспитывались в детских домах.
По мере взросления ребенка симптомы гиперкинетического расстройства становятся менее выраженными. Обычно к 12-20 годам они полностью исчезают. Однако в 15-20% случаев их признаки наблюдаются и во взрослом возрасте.
Причины гиперкинетических расстройств
Механизмы возникновения и развития гиперкинетических расстройств до конца не изучены. Считается, что за появление заболевания ответственен целый комплекс причин. Среди них:
- повреждения мозговой ткани (в 93% случаев – правого полушария);
- воздействие тяжелых металлов;
- прием некоторых видов лекарств;
- травмы;
- нарушения внутриутробного развития;
- стрессовые, психотравмирующие ситуации;
- нарушения питания (в том числе на первом году жизни).
Симптомы гиперкинетических расстройств
Дебют гиперкинетических расстройств приходится на ранний возраст (до 5-7 лет). Диагностировать их до 3 лет довольно проблематично, ведь симптомы заболевания могут вписываться в рамки возрастной нормы, хоть и считаться ее крайними проявлениями.
Основными признаками гиперкинетических расстройств считаются:
- нарушение внимания. При выполнении домашнего задания, рисовании или других занятиях ребенок отвлекается, упускает важные детали. Часто он бросает дело, не закончив его, и переключается на другое. Во время беседы наблюдается рассеянность, ребенок не слушает и игнорирует то, что ему говорят. Возможно также избегание дел, требующих сосредоточенности и усидчивости;
- чрезмерная активность. При гиперкинетических расстройствах дети не могут сидеть на месте, даже если этого требует ситуация. Они бегают, прыгают, шумят без повода;
- импульсивность. Ребенок демонстрирует нетерпеливость в разных ситуациях (во время ожидания в очереди, в играх). Он может вмешиваться в дела, к которым не имеет никакого отношения, перебивать взрослых;
- неспособность соблюдать правила и связанные с этим нарушения дисциплины;
- неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (чрезмерная открытость или дистанцированность);
- агрессивное поведение (в 75% случаев).
Диагностика гиперкинетических расстройств
Диагноз «гиперкинетическое расстройство» ставится на основе изучения поведения маленького пациента. Врачу необходимо не только распознать болезнь, но и деффиренцировать ее от других психических состояний.
При диагностике используются следующие методы:
- беседа с родителями, учителями и ребенком. При этом врачи часто сталкиваются с отрицанием симптомов расстройства со стороны ребенка и их преувеличением со стороны взрослых;
- наблюдение за пациентом в естественных условиях (в саду, школе, лечебном учреждении и т.д.);
- изучение поведения ребенка в искусственно созданных условиях.
Диагноз может быть поставлен только при условии неоднократного повторения нескольких симптомов на протяжении длительного времени (полгода и больше). При этом эпизоды (гиперактивность, импульсивность и другие) должны проявляться в разных ситуациях. Например, их можно наблюдать дома, в учебном или лечебном заведении и т.д.
Как лечить гиперкинетические расстройства
Лечением заболеваний данной группы занимается психиатр. Эффективность его работы обычно выше, если в процесс вовлекается окружение ребенка (в том числе родственники, учителя, одноклассники).
Родителям рекомендуется чаще разговаривать с ребенком, разъясняя правила поведения в обществе и дома. Чтобы мальчику или девочке было проще усвоить информацию, важно ввести систему поощрений и наказаний за определенное поведение. Круг общения ребенка лучше ограничить нескольким сверстниками. Не нужно посещать с ребенком массовые мероприятия. Количество игрушек в комнате ребенка также должно быть ограниченным. Хорошим способом лечения считается приобщение мальчика или девочки к занятиям, требующим усидчивости и собранности.
Симптомы гиперкинетического расстройства пройдут быстрее, если подключить к лечению педагогов (воспитателя, учителя). В саду и в школе ребенок должен получать достаточно внимания от взрослых, а его деятельность и общение важно правильно организовать.
Из методов психической коррекции наиболее эффективной считается поведенческая и когнитивная. Часто помощь требуется не только ребенку, но и его родителям.
В тяжелых случаях лечение требует лекарственной коррекции. Ребенку прописываются нейролептики, препараты, стимулирующие мозговой кровоток, созревание нервных клеток, антидепрессанты и другие.
Последствия гиперкинетических расстройств
Отсутствие терапии заболевания способно значительно осложнять жизнь ребенка и его родителей. Основными его последствиями являются:
- нарушение общения со сверстниками и взрослыми, отсутствие симпатии со стороны окружающих;
- недостаточность познавательных функций, сопровождающаяся задержками речевого и моторного развития;
- асоциальное поведение;
- проблемы с самооценкой.
Профилактика гиперкинетических расстройств
Профилактика гиперкинетических расстройств сводится к созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка. При обнаружении признаков заболевания важно вовремя обратиться к психиатру, организовать жизнь семьи в соответствии с потребностями сына или дочери (увеличить физические нагрузки, занять ребенка делами, требующими внимания к деталям и т.д.).