Сменить город

Задержка психического развития

ЗПР (задержка психического развития) является одним из видов нарушений психического развития детей и носит временный, обратимый характер. О ЗПР говорят, когда созревание психики, познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста с момента рождения происходит замедленными темпами, но есть стабильная тенденция к прогрессу.

Следует отличать задержку психического развития от других его нарушений. К окончанию младшего школьного возраста основные психические функции ребенка, страдающего ЗПР, приходят в соответствие с возрастными нормами. Если же школьник по-прежнему отстает в психическом развитии от сверстников, диагностируется необратимая умственная отсталость (олигофрения).

Если на протяжении определенного периода психические функции ребенка развивались нормально, а затем началось замедление созревания, говорят о деменции, то есть поврежденном развитии. Если состояние психики нестабильно, есть периоды ремиссии, сменяющиеся ухудшением состояния, это не ЗПР, а психическое расстройство.

ЗПР может развиваться самостоятельно или проявляться в качестве синдрома ряда психических заболеваний. Задержку психического развития рассматривают как составную часть пограничной интеллектуальной недостаточности. Механизм этого нарушения не до конца изучен, его связывают с замедленным созреванием лобных долей коры головного мозга. Недоразвитие головного мозга обуславливает первичную ЗПР. Если же мозг изначально развивался нормально, а церебральные нарушения являются следствием хронических заболеваний других органов, например, пороков сердца, возникает вторичная ЗПР.

ЗПР является полиэтиологической проблемой, то есть ее причины разнообразны.

К биологическим причинам ЗПР относятся:

  • патологии беременности, приводящие к нарушению формирования ЦНС и головного мозга плода, недоношенность, родовые травмы;
  • ряд наследственных и хромосомных заболеваний;
  • пороки развития, болезни головного мозга и опухолевые процессы в нем, а также деформация черепа (краниостеноз);
  • болезни сердца, почек, приводящие к ухудшению кровоснабжения мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные заболевания и нарушения метаболизма.

Помимо биологических факторов, вызывающих задержку психического развития, выделяют социально-психологические (педагогическая запущенность, недостаток соответствующей возрасту активности, дефицит внимания со стороны взрослых и общения со сверстниками, а также чрезмерная опека, подавление самостоятельности).

Согласно классификации К. С. Лебединской, выделяют такие разновидности ЗПР в зависимости от ее причин:

  • психогенные – обусловленные педагогической запущенностью;
  • конституционные – связанные с замедленным созреванием лобных долей мозга;
  • церебрально-астенические – развивающиеся на фоне органических поражений головного мозга;
  • соматогенные – спровоцированные перенесенными соматическими заболеваниями.

Выделяют также вторичную интеллектуальную недостаточность, развивающуюся на фоне нарушения зрения и/или слуха, речи, поскольку ребенок с такими проблемами получает недостаточно информации.

Нужно учитывать, что ЗПР могут вызывать как отдельные факторы, так и совокупность нескольких.

Симптомы задержки психического развития

Отклонения в формировании познавательной активности – основной признак ЗПР, но их зачастую может выявить только специалист. Есть и более наглядные, заметные симптомы. Нередко у ребенка сочетаются задержка психического и физического развития, если малыш начинает держать голову, ходить, говорить позже, чем большинство сверстников, с трудом овладевает простейшими навыками самообслуживания, это может свидетельствовать о ЗПР. Чрезмерная агрессивность и замкнутость также являются тревожными признаками. ЗПР проявляется аномальными соматическими реакциями на неблагоприятные воздействия, вредности, характер реакций зависит от возраста ребенка.

От рождения до 3 лет преобладает реагирование на соматовегетативном уровне – повышенная возбудимость, расстройства сна, аппетита, пищеварения. Возможна чрезмерная потливость, перепады температуры тела.

В 3-10 лет ребенок реагирует на неблагоприятные воздействия на психомоторном уровне, к наиболее распространенным аномальным гипердинамическим реакциям относятся нервный тик и заикание. Отмечается также недоразвитие наиболее сложной моторики, произвольных движений.

Двигательная расторможенность, гиперактивность у детей с ЗПР обычно сочетаются с нарушениями внимания, такой ребенок:

  • с трудом концентрируется на какой-либо деятельности, часто отвлекается, не может действовать целенаправленно;
  • очень медленно переключается с одного вида деятельности на другой;
  • воспринимает информацию не в полном объеме, фрагментарно.

В познавательной сфере проявляются и другие признаки задержки психического развития:

  • замедленная реакция, многочисленные ошибки при выполнении задания по инструкции;
  • затруднения при обследовании и распознавании предмета визуально и на ощупь;
  • несформированное чувство ритма;
  • ограниченный объем слухоречевой и зрительной памяти;
  • низкая скорость запоминания;
  • неточное воспроизведение и быстрое забывание заученной информации;
  • неумение выделять составляющие предмет элементы или объединять части в целое;
  • трудности с овладением представлениями о параметрах величины, пространственных отношениях;
  • не сформирована способность сравнивать и обобщать по существенным признакам, обозначать группу однородных предметов одним словом;
  • снижена познавательная активность, ребенок задает мало вопросов;
  • отсутствует способность к самоконтролю, проверке результатов собственной деятельности, выявлению ошибок.

Одним из важных признаков ЗПР является общее недоразвитие речи – ограниченный словарный запас, ошибки при употреблении в речи прилагательных, наречий, сложности со словообразованием, самостоятельным построением предложений и их восприятием на слух, затруднения при овладении письмом и чтением. Возможны нарушения произношения и восприятия на слух.

Эмоциональная сфера детей с ЗПР также имеет свои особенности, им присущи:

  • эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
  • сниженная потребность в общении с взрослыми и сверстниками, трудности адаптации в детском коллективе;
  • повышенная утомляемость;
  • в зависимости от особенностей воспитания – импульсивность, агрессивность, тревожность, страх, суетливость, робость;
  • несформированность нравственно-этических норм;
  • неспособность к эмоциональной близости, выражению симпатий, особенно в словесной форме;
  • несформированность игровой деятельности.

Диагностика задержки психического развития

Чаще всего ЗПР диагностируют у детей подготовительной группы или у первоклассников, когда возникают проблемы с обучением. Если ребенок посещает детский коллектив, где работает психолог, отставание может быть выявлено раньше, но до 4-5 лет такой диагноз, как правило, не ставится. И поставить его может только психолого-медико-педагогическая комиссия на основе всестороннего обследования ребенка. В состав комиссии должны входить педиатр, логопед и дефектолог, детские психолог, невролог и психиатр. Для диагностики необходимо:

  • изучение анамнеза и медицинской документации;
  • исследование условий жизни ребенка;
  • комплексное нейропсихологическое обследование – оценка основных познавательных функций, речи и интеллекта в целом, эмоционально-волевой сферы с помощью соответствующих возрасту диагностических методик;
  • комплексное логопедическое обследование – изучаются особенности артикуляции, темп и ритм речи, ее восприятие и понимание, способность к связной речи.

Поскольку ЗПР может иметь органическую природу, необходимо обследование у детского невролога и проведение ряда диагностических процедур по инструментальному исследованию головного мозга – ЭЭГ, КТ или МРТ.

Лечение задержки психического развития

Для лечения ЗПР необходимо объединение усилий разных специалистов (тех же, что ставили диагноз). Задержка психического развития носит временный характер и поддается коррекции, методика которой зависит от природы заболевания . При ЗПР психогенного вида достаточно коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом, если же проблема имеет органическую природу, может понадобиться медикаментозное лечение. Основные направления немедикаментозного лечения:

  • занятия по развитию основных познавательных функций – восприятия, памяти, внимания, мышления;
  • коррекция речевых навыков в ходе занятий с логопедом;
  • игровая терапия, арттерапия и другие формы индивидуальной и групповой терапии для развития моторики, формирования эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  • лечебный массаж, водолечение и другие физиотерапевтические процедуры.

При необходимости медикаментозной терапии применяются ноотропные препараты, улучшающие деятельность ЦНС и головного мозга, в том числе антиоксиданты, витамины и витаминоподобные вещества, общетонизирующие, гомеопатические средства. При выборе препаратов учитывается возбудимость нервной системы ребенка, если она повышена, могут дополнительно назначаться медикаменты с седативным эффектом.

Реабилитация

Раньше считалось, что дети с ЗПР должны посещать специализированные заведения, в настоящее время их обучение в основном осуществляется в общеобразовательных школах, но по индивидуальным программам, и проводятся дополнительные занятия с психологом, логопедом, дефектологом. В ряде случаев целесообразным считается отдавать ребенка в школу с 7 лет, а с 6 до 7 организовывать его обучение в домашних условиях. Для успешной реабилитации ребенка с ЗПР и его последующей нормальной социализации важны такие моменты:

  • раннее начало коррекционной работы;
  • последовательность и непрерывность процесса реабилитации до достижения полной компенсации нарушенных функций или их восстановления;
  • комплексный подход.

Важно, чтобы в коррекционно-развивающем процессе активное участие принимали не только специалисты, но и родители ребенка. Поэтому необходимо проводить просветительскую работу среди родителей, вселять в них веру в перспективы развития отстающего ребенка, обучать основным приемам коррекции. Очень важен положительный эмоциональный настрой, малыш должен ощущать доброжелательное отношение к себе со стороны родителей и педагогов. Также, чтобы он не испытывал дискомфорта в школе, нужно подобрать класс, в котором большинство детей незначительно превосходит его по уровню развития.

Помимо развития познавательных функций для реабилитации ребенка с ЗПР необходимо сформировать у него навыки основных видов деятельности – игры, общения, взаимодействия с окружающими. Важно усвоение общепринятых правил поведения, морально-этических норм.

Последствия

Самым явным последствием задержки психического развития является стойкая неуспеваемость учащегося. Если не заниматься с ребенком индивидуально, отставание усугубляется, формируются вторичные аномалии. Очень часто на фоне ЗПР прогрессируют нарушения речи, школьник не может освоить навыки письма и чтения.

ЗПР не только вызывает трудности в освоении учебной программы, но и приводит к социальной дезадаптации ребенка. Ему сложно адаптироваться к детскому коллективу, школе, общаться с другими людьми. Ребенок привыкает к изоляции от коллектива, одиночеству, у него формируется заниженная самооценка. Если своевременно не принять меры к реабилитации, социализация подростка становится крайне проблематичной. Даже если по уровню психического развития человек со временем сравняется со сверстниками, вследствие детских проблем ему будет сложно получить образование, найти работу, создать семью.

При тяжелых органических поражениях головного мозга, отсутствии коррекционной работы или ее недостаточности ЗПР в подростковом возрасте может перейти в необратимую умственную отсталость, обычно легкой формы.

Профилактика

Чтобы предупредить психогенетическую ЗПР, с малышом необходимо общаться, говорить, читать ему вслух, устанавливать телесно-эмоциональный контакт, играть, особенно в развивающие игры, стимулировать соответствующую возрасту активность. Агрессия в отношении ребенка, безнадзорность и гиперопека одинаково негативно сказываются на его психическом развитии.

Профилактика ЗПР органической природы сложнее, важную роль играют:

  • тщательное планирование и ведение беременности, лечение хронических заболеваний будущей матери до зачатия ребенка;
  • отказ беременной от вредных привычек, бесконтрольного приема медикаментозных средств;
  • ранняя диагностика перинатальных церебральных патологий плода;
  • создание максимально благоприятных условий для течения беременности и родов;
  • обязательное обследование новорожденного у невропатолога;
  • укрепление иммунитета, профилактика соматических заболеваний.