Сменить город

ДЦП (детский церебральный паралич)

ДЦП – одна из главных проблем современной педиатрии. Детский церебральный паралич – собирательное название разных форм двигательных нарушений, вызванных повреждениями головного мозга в процессе родов или его врожденными аномалиями. ДЦП не прогрессирует, хотя с возрастом симптомы становятся более заметными и может создаваться впечатление, что состояние ребенка ухудшается (ложное прогрессирование). Для некоторых форм ДЦП характерны нарушения интеллекта, речи, психического развития, ощущений и восприятия, при других страдает только моторика.

Одна из основных причин приводящего к ДЦП поражения мозга – гипоксия плода. В первую очередь от недостатка кислорода страдают участки мозга, ответственные за управление двигательными рефлексами и поддержание равновесия. Разнообразные патологии беременности, перенесенные будущей мамой травмы, инфекционные заболевания, обострившиеся в период вынашивания ребенка хронические недуги могут спровоцировать гибель, частичное повреждение или недоразвитие отдельных участков головного мозга.

Риск ДЦП возрастает при преждевременных, стремительных и затяжных родах, неправильном предлежании плода, любых отклонениях от нормальной родовой деятельности. Причем патологические роды зачастую являются следствием внутриутробной аномалии, реже ДЦП развивается вследствие родовой травмы у ребенка, который на протяжении всей беременности нормально развивался.

К причинам ДЦП также относятся:

  • интоксикация вследствие гемолитической болезни, вызванной резус-конфликтом или иммунологическим конфликтом матери и плода;
  • токсическое поражение вследствие отравления ядами, солями тяжелых металлов, приема некоторых медикаментов;
  • негативное воздействие на плод электромагнитных полей, облучения;
  • асфиксия новорожденного вследствие аспирации околоплодными водами, недоразвития легких и некоторых других факторов.

В неврологии выделяют разные формы ДЦП:

  • спастические (тетраплегия, диплегия, гемиплегия);
  • дискинетическую;
  • атаксическую;
  • смешанные и неуточненные формы.

Симптомы ДЦП (детского церебрального паралича)

Выделяют 3 стадии ДЦП:

  • до 5 месяцев – ранняя;
  • с 6 месяцев до 3 лет – резидуальная начальная;
  • после 3 лет – резидуальная поздняя.

ДЦП можно заподозрить, если малыш отстает в физическом развитии, не осваивает своевременно новые двигательные навыки. Если после полугода у ребенка сохраняются рефлексы, типичные для новорожденного (например, хватательный) – это тоже тревожный симптом. Также малыш может практически не пользоваться одной рукой из-за слабости ее мышечного тонуса. В зависимости от масштабов поражения головного мозга симптомы могут быть слабо или ярко выраженными. Движения больного ребенка имеют специфические особенности, обусловленные патологическим тонусом мышц: резкие и внезапные или очень медленные, бесконтрольные и бесцельные.

Более поздние признаки ДЦП:

  • деформация скелета, проявляющаяся укорачиванием конечностей;
  • тугоподвижность суставов, ограниченность движений;
  • нарушения глотания и неконтролируемое слюнотечение;
  • судороги;
  • неправильное формирование зубного ряда, недоразвитие зубной эмали;
  • дискоординация движений, их замедленность, толчкообразный, червеобразный характер;
  • возможны неконтролируемое мочеиспускание и дефекация;
  • возможны нарушения зрения (близорукость, косоглазие), слуха (ребенок с трудом воспринимает звуки), речи (вследствие нарушенного тонуса мышц нарушается артикуляция и затрудняется правильное произнесение звуков), умственного развития.

Для каждой формы характерны свои специфические симптомы. Обширное поражение мозга приводит к спастической тетраплегии с наиболее тяжелыми проявлениями. Парез конечностей настолько выражен, что может вызывать их деформацию и аномальное положение тела. При спастической тетраплегии происходит задержка умственного развития; звукообразование, говорение, слух, зрение нарушены, возможна даже слепота. Эта форма часто сопровождается микроцефалией, умственной отсталостью, сочетается с эпилепсией.

Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма с менее тяжелыми проявлениями. В большей мере поражаются ноги; позвоночник и суставы принимают аномальную форму. Вследствие задержки умственного развития может формироваться умственная отсталость легкой степени.

При гемиплегии происходит одностороннее поражение конечностей, в особенности верхних. Формируется характерная походка: ноги не сгибаются в коленях, опора происходит не на всю стопу, а только на носки, рука вытянута, как у просящего.

Дискинетическая или гиперкинетическая форма сопровождается непроизвольными мышечными движениями, судорогами. Нарушается поза, затруднена речь, но для больных обычно характерна сохранность интеллекта.

При атаксической форме снижен тонус мышц, что проявляется дрожанием конечностей. Произвольные движения затруднены, развитие речи нарушено, возможна легкая умственная отсталость.

При смешанных формах проявляются разные признаки.

Диагностика ДЦП

Состояние всех новорожденных оценивается врачом-неонатологом по ряду параметров, которые объединяются в шкалу Апгар. Низкий балл, набранный по этой шкале, является одним из диагностических критериев ДЦП. Заподозрить заболевание может и педиатр на основании выявленных при осмотре ребенка нарушений двигательной активности и мышечного тонуса. В таких случаях обязательно комплексное обследование у детского невролога. Также назначается:

  • обследование электрофизиологическими методами для оценки электрической активности головного мозга, мышц и нервных волокон (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, исследование вызванных потенциалов, транскариальная магнитная стимуляция);
  • МРТ и УЗИ (ультрасонография) головного мозга;
  • консультация ряда детских специалистов: офтальмолога, отоларинголога, логопеда, ортопеда, психиатра, эпилептолога.

Лечение детского церебрального паралича

Комплексная терапия проводится по нескольким направлениям. В ходе лечения должна осуществляться коррекция:

  • двигательных нарушений (занятия с инструктором-реабилитологом);
  • речевых дефектов (задача логопеда);
  • ЗПР (задача детского психолога, психотерапевта, а также, при нарушениях зрения и слуха, педагогов-дефектологов).

Схему лечения разрабатывает невролог, учитывая, какие отделы мозга и насколько тяжело поражены, какие функции, помимо двигательных, страдают. Лечебные и реабилитационные мероприятия могут осуществлять специалисты разного профиля. Важнейшая роль отводится врачам-реабилитологам. Все занятия, направленные на коррекцию двигательной активности, должен проводить инструктор. Если ДЦП является следствием другого заболевания, параллельно должна проводиться его терапия.

В первую очередь при ДЦП прибегают к ЛФК и массажу, которые способствуют формированию и закреплению правильного мышечного стереотипа, коррекции позы. Вспомогательными методами немедикаментозного лечения являются:

  • механотерапия – занятия с использованием аппаратов и приспособлений (пневмокомбинезоны, нагрузочные костюмы, вертикализаторы, различные тренажеры, программируемые аппараты для разработки суставов);
  • Бобат-терапия – система занятий, направленных на развитие моторики с использованием больших гимнастических мячей, валиков, подручных средств;
  • Войта-терапия – активация и закрепление нужных рефлексов;
  • физиотерапия – электрофорез, электростимуляция, бальнеотерапия, грязелечение, тепловые процедуры, различные лечебные ванны;
  • анималотерапия – общение с животными, особенно лошадьми и дельфинами.

Зачастую детям требуются технические средства реабилитации, типа ходунков, вертикализаторов, специальная мебель, сидения для гигиенических процедур, вспомогательные приспособления для коррекции положения суставов,при серьезных двигательных нарушениях – инвалидные коляски.

Из медикаментов назначают:

  • при повышенном мышечном тонусе – препараты для его нормализации (антиспастические);
  • при спастической квадраплегии в сочетании с эпилепсией – антиконвульсанты;
  • для улучшения кровоснабжения мозга, стимуляции обменных процессов – ноотропные, метаболические, сосудистые препараты;
  • при психотических и аффективных расстройствах – нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы;
  • при выраженном болевом синдроме – спазмолитики, обезболивающие.

Если упражнения, массаж и другие воздействия не помогают устранить контрактуру, то есть ограничение подвижности суставов, прибегают к хирургическому вмешательству – операциям по разделению сухожилий (тенотомии), реже – по их пересадке, удлинению скелетных костей. В ряде случаев (если источником патологических импульсов является спинной мозг) показана спинальная ризотомия – перерезка спинномозговых нервных корешков.

На сегодняшний день не существует методик, позволяющих полностью излечить ДЦП, но возможно значительное улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Все методы лечения направлены на реабилитацию больного, восстановление его трудоспособности, формирование навыков самообслуживания, адаптацию в обществе.

Чем раньше были начаты реабилитационные мероприятия, тем выше шансы на успех. Занятия по коррекции умственного и физического развития дают наибольший эффект до достижения ребенком 8-летнего возраста, а начинать их лучше с годовалого, лечебный массаж необходимо выполнять с полутора месяцев. Реабилитационное лечение важно не только начать как можно раньше, но и проводить последовательно, систематически, без перерывов. ЛФК и массаж должны выполняться ежедневно, курсы физиотерапевтических процедур рекомендуется проходить 2-3 раза в год.

Дети с ДЦП нуждаются не только во всесторонней медицинской помощи, но и в социальной адаптации. Для ее обеспечения необходимо объединение усилий родных больного ребенка, коррекционных педагогов и психологов. Детям в возрасте 1-3 лет необходимо посещать комплексные занятия для развития речевых навыков, навыков самообслуживания, формирования основных стереотипов поведения и навыков общения. Занятия проводятся в игровой форме, с учетом особенностей каждого ребенка.

Родным не следует стараться освободить ребенка от всех обязанностей, напротив, необходимо стимулировать его активность, направленную на самообслуживание. Дети с ДЦП, как правило, посещают специализированные детские сады и школы, где осуществляется обучение по программам, адаптированным к их возможностям. Также создаются общества, группы поддержки, где могут общаться, обмениваться опытом родители детей с ДЦП и сами повзрослевшие пациенты.Зачастую нарушения поддаются коррекции и компенсации, и пациенты с этим диагнозом могут получать образование, работать, создавать семьи.

Последствия

Часто на фоне ДЦП развивается ЗПР, поскольку у таких детей снижена умственная работоспособность. Из-за проблем с моторикой с запозданием формируются представления об окружающем пространстве, а от них зависит овладение математическими операциями. Из-за ограниченной двигательной активности в сочетании с речевыми дефектами затрудняется полноценное общение со сверстниками, социализация. При тяжелом поражении мозга и/или недостаточности лечения ребенок может стать инвалидом.